АМБЕР
Подлинный Город, по образу и подобию которого созданы все остальные города в любой из отбрасываемых им Теней. Амбер — центр сущего, но, вместе с тем, даже он по сути своей есть особое отражение Изначального Великого Огненного Пути, сотворенного Дворником Барименом. Существование Подлинного Города определяет Порядок мироздания, и сам Порядок есть следствие его существования.
Самим своим существованием Амбер бросает вызов тому, что мы называем наукой. Мир Амбера и образ жизни его обитателей непостижимы с точки зрения научного рационализма. Большая часть истории Амбера, за которую сменилось не одно поколение, опровергает теории происхождения Вселенной и человечества, принятые в Царстве Теней. В Амбере сила науки бездействует, она вообще лишена всякого смысла, так как мир этот подчиняется особым законам собственной внутренней логики. И этот присущий ему глубинный порядок исходит из центра Вселенной Амбера (Истинного Мира), затрагивает соседствующие с ним Тени и по мере продвижения к дальним Теням постепенно рассеивается. Таким образом, чем глубже вы проникаете в Тени, тем искаженнее и непостижимее становится там истинная природа Амбера.
ПРИРОДА АМБЕРА
Реальное физическое проявление Амбера зародилось в созданном Дворкином Изначальном Пути, проложенном на голой скале на одиноком острове, который некогда был частью Хаоса. В то мгновение, когда рука Дворкина, направляемая Единорогом, кровью нарисовала огненный лабиринт линий на камне, из небытия возник Амбер. Он родился и вырос в единый миг времени. Дворкин целиком выстроил и выносил его в своем сознании, а потому этот мир вместил в себя бесконечное множество вариантов реальности. Точно так же человек способен создавать в своем воображении бесчисленные образы окружающей его действительности.
Там, где был лишь Хаос, вольно переливающийся в пустоте, отчетливо возникшая в воображении Дворкина твердь воплотила идею Порядка в устройство Вселенной. Амбер есть упорядоченная субстанция, противодействующая беспорядочному движению пустоты, доселе знавшей лишь Хаос. Изначальный Амбер в своем физическом проявлении нашел способ реально воссоздавать любую из бесконечного многообразия возможностей, что было неотъемлемо присуще разуму Дворкина. Аура — то есть Амбер, питает пустоту вокруг себя, отбрасывая отражения — образы, или миры возможной реальности. Амбер существовал, существует и сосуществует в параллельных мирах — в своих собственных Тенях, в любой из которых можно обнаружить все богатство разнообразия, порожденное фантазией его создателя. Тени, неразрывно привязанные к центру мироздания, существуют как реальность. Они вмещают в себя все возможные образы реальности, какие только способно породить человеческое воображение, и простираются от центра Вселенной все дальше к Хаосу, неся в себе Порядок и отстаивая его даже у самых врат Хаоса.
Амбер и Царство Теней связаны между собой неослабевающей силой притяжения. Их нельзя отделить друг от друга, не нарушив Порядок, создаваемый ими в своем единстве. И это единство Амбера, Тени и Хаоса порождает силу всемирного тяготения, которая удерживает их в состоянии подвижного, постоянно меняющегося взаимодействия, одновременно позволяя подвижной Вселенной вращаться в пустоте. Амбер — это мир в постоянном движении, вращающийся вокруг некой вселенской оси в необъятности космоса. И все же он «закреплен» в своем равновесии с Тенью и Хаосом.
Только Дворкину было дано своими глазами любоваться из космической дали видом Амбера на его небесной орбите. Без его мудрости и знаний, которые просветили нас, трудно представить себе физическое положение Амбера со стороны: то, как выглядит реальный мир. если взглянуть на него извне. Тем не менее у наших величайших ученых мудрецов сложилась такая картина: представьте себе гальку, гонимую по дну ручья стремительным течением. По пути камешек собирает налипающие на него всякие мелкие частички и, обрастая ими, принимает новые формы. Он продолжает кочевать по дну ручья, сохраняя свою истинную сущность — то есть он как был, так и остался камнем, но его вид, размеры и форма уже не те и продолжают меняться, по мере того как мелкие обломки пристают к нему, одевая его оболочкой. Вот таким, наверное, и предстал бы перед нами Амбер из пустоты космоса. Этакий небольшой сфероид, плывущий в безвоздушном пространстве в облаке окружающих его «частичек» — Теней, Хаоса и единственного спутника, придающих ему завершенность в плоскости орбиты, по которой он вращается вокруг звезды — желтого карлика.
Эта охватывающая Амбер «туманность», какой она, вероятно, виделась бы нам из окружающего его космического пространства, очень подвижна и переменчива. Она вмещает в себя все Тени, однако они никогда не возникают в той же самой физической плоскости орбиты, что и мир, видимый из черного космического вакуума. Существование Теней протекает по иным законам, отличным от простого движения по известной орбите в космическом пространстве. Если хотите, проще попасть в Тень из реального мира и затем перемещаться по Теням, чем пытаться увидеть их извне. Отъехав от центра Амбера, горы Колвир, на несколько сотен миль в глубинку, вы очутитесь в иной реальности, или в Тени. Продолжая путешествие, вы откроете иные реальности, подвластные своим особым физическим законам, каждая из которых образует независимое целое внутри Вселенной. Разумные существа считают окружающую их реальность особым миром, имеющим свои границы.
Несмотря на кажущееся противоречие законов природы и мнимую обособленность каждой Тени, путешественник из Амбера, как бы сильно он ни углубился в Царство Теней, по-прежнему находится в пределах своего мира. Таким образом, Тени остаются частью первозданной планеты, однако движение ее в пространстве отражается на существовании этих потенциально возможных реальностей в их бесконечных вариациях. В Тенях можно обнаружить все, что угодно, — от Эйфелевой башни и Тадж-Махала до небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг. Мир Амбера, вмещающий в себя сущность любого из мыслимых миров — огромных или малых, которые когда-либо существовали или еще будут существовать, поистине неисчерпаем.
Далеко не любому человеку дано путешествовать из Амбера или в Амбер, перемещаясь через Тени. Только тот, в чьих жилах течет королевская кровь, способен по желанию силой собственного воображения переноситься в различные миры — реальности. Однако на рубежах Амбера и ближайших к нему Теней есть такие места, где реальность зыбка: то есть на грани подлинного мира и его тени действительность и ее отражение почти неотличимы. Поэтому границы не являются жесткими и незыблемыми. В таких местах Амбер действует на прилежащие к нему Тени как своего рода магнит, и любой предмет или живое создание можно легко перенести через «раздел» — из отражения в Амбер. По правде сказать, процесс этот односторонний: какой-нибудь предмет из Амбера вряд ли «упадет с неба» в ближайшей Тени, хотя вполне возможно обратное.
На всех потомков королевской крови Амбера (равно как и рожденных править в Пределах Хаоса), действует некое мистическое силовое поле его создателя Дворкина. Это поле, взаимодей ствуя с внутренней энергией амберских принцев, позволяет им вмешиваться в естественный ход событий в Амбере. Каждый принц или принцесса Янтарного Королевства, прошедшие Огненный Путь, настроены в лад с естественными силами, порождаемыми самим Амбером. В каком-то смысле, истинный принц способен «считывать» окружающее его природное силовое поле Амбера и в некоторой степени преобразовывать эти силы, подчиняя их своей воле. Таким образом, собрав волю, он способен совершить путешествие с окраины Амбера в Царство Теней и наоборот. Ему также дано менять структуру атмосферы в Тенях, перестраивать ее так, чтобы можно было их «сдвигать» одну задругой и таким способом быстро возвратиться обратно в Амбер. Принцы и принцессы крови обладают способностью всячески использовать свои особые психические возможности, воздействуя с их помощью на окружающий мир. Любому, кто не наделен подобным природным даром, такое искусство наверняка покажется колдовством. Этим талантом обладают все без исключения члены королевского семейства Амбера, однако проявления его столь многообразны, что не найти двух принцев, которые могли бы сравниться друг с другом в умении манипулировать своей психической энергией.
То, что действительно присуще Амберу, — это парадоксальное сочетание его незримой природы и реального положения в космосе. В мире действуют две противоположные силы: 1) естественное физическое движение планет и их расположение относительно Солнца, Луны, звезд и Хаоса в упорядоченной Вселенной; 2) сверхъестественные силы, которые обусловливают закономерности устройства реального мира и его отражений. Проще говоря, между этими двумя «движителями» не может быть никакой внутренней связи. Физические законы реального мира не имеют ничего общего с парапсихологическими явлениями. И хотя в Амбере действуют физические силы, как, например, сила всемирного тяготения, они, эти силы, обычно отклоняются или преломляются под воздействием сверхъестественных сил, которыми пронизана ткань внутренней логики устройства Амбера. Этой внутренней логической структуре положил начало дух Дворкина, запечатленный в узоре Изначального Пути. Она не просто сохраняется, но и меняется под воздействием духовной энергии его потомков королевской крови. Да, закон тяготения в самом деле действует в Амбере, однако известны случаи, когда его физическая сущность, по-видимому, не проявляется, как, например, на ведущей в Ребму подводной Лестнице, которая называется Файэлла-бионин. Внутренняя логика Амбера вносит свою поправку в физический закон тяготения, что позволяет людям, не всплывая, спускаться по узкой Лестнице, уходящей в море, вопреки давлению огромной толщи воды, ее окружающей. Следовательно, законы физики по-своему преломляются в этом мире, подчиняясь его логическому порядку.
К величайшему разочарованию членов современного общества, к коим относят себя жители Янтарного Королевства, многие изобретения и новинки техники, к которым давно привыкли в большинстве Теней, не приемлемы для Подлинного Города. За долгую историю Амбера члены королевского семейства не раз доставляли туда инженеров, специалистов-техников и даже выдающихся ученых мужей из многочисленных технически развитых Теней, стремясь разрешить проблему физической невозможности использования электрического тока. Несмотря на то, что грозы и молнии были в Амбере обычным явлением и частенько упоминались в сводках погоды, среди жителей Янтарного Королевства не нашлось своего Эдисона, которому удалось бы раскрыть секрет, как «приручить» электрический разряд и заставить его течь по изолированному проводу, чтобы передать свою энергию лампочке. Как бы ни пытались физики объяснить природу упорядоченного движения электронов, факт оставался фактом: в Амбере, в отличие от других Теней, эти частицы не обладали кинетической энергией. В Янтарном Королевстве некий неуловимый фактор ослабляет электрон, превращая его в инертную частицу, и никакой энергии при этом не высвобождается. Без свободного электрона большинство технологий в принципе невозможны.
И, наоборот, недопустимость существования электронно-атомной энергии порождает альтернативную ей форму. Эта форма энергии согласуется с упомянутой выше глубинной логикой Амбера. Непосвященным проще всего считать ее магией. Необычайные способности, свойственные членам королевской семьи, многим жителям Амбера и ближайших Теней, которые они пускают в ход, когда нужно воздействовать на окружающий мир, могут, естественно, показаться волшебством. В Янтарном Королевстве и особенно в ближайших Тенях между тонкими психофизическими силами разумного существа и внутренней логической системой окружающей их природы существует мощная связь. В дальних Тенях в силу их удаленности от центра Амбера способность к такому экстрасенсорному взаимодействию проявляется куда слабее. На Земле, к примеру, люди по сути дела не могут силой своей психики реально воздействовать на явления природы в окружающей их среде. Существует лишь очень слабое экстрасенсорное взаимодействие, благодаря которому некоторые, очень редкие люди считаются обладателями уникального дара сверхъестественною восприятия.
Склонность разумных существ верить в то, будто законы их существования есть законы высшего порядка, вероятно, величайший источник разногласий между государствами Царства Теней, равно как между Тенями и Амбером. Люди, самые обычные жители Тени Земля, охотно видят себя хозяевами Вселенной, а свою власть над ядерной энергией рассматривают как величайшее в мире достижение и могущество. Людям с таким мировоззрением ничего не стоит огульно отрицать любую другую форму энергии, а особенно — энергию магическую. Свойственное людям представление о том, что такое «истинная реальность», не позволяет им признать существование высочайшей, мистической силы. Более того, отрицание сверхъестественного не раз вызывало раскол между различными слоями и группами населения Тени Земля в ходе ее истории.
Легко понять, что благодаря более глубокому представлению об Амбере и ближайших Тенях, с которыми Янтарное Королевство ведет торговлю, рядовые их жители признают связь между «квантовой механикой», которая есть суть реальных миров, идущих по пути технического прогресса, и внутренней логикой Подлинного Мира, — именно это и позволяет им пользоваться магией. Вместо того чтобы привычно тешить себя надеждой вселенского превосходства, основанной на провинциальном представлении о ее устройстве, каждому из них известно о сверхъестественных силах, существующих в реальном мире. Таким образом, те, кто знает об Амбере, благодаря своему знанию далеки от самодовольного отрицания иных реальностей. Без сомнения, нельзя забывать о том, что любые потрясения, происходящие в одной из реальностей, непременно отразятся на всех остальных мирах, а любая угроза Амберу представляет опасность для всех нас.
ГЕОГРАФИЯ
Центром материального мира Амбера является гора, а точнее, горная система, называемая Колвир. Поскольку Мир, как известно, родился из Изначального Пути, а Путь находится в недрах Кол пира, можно попытаться представить себе, как огромный пласт земли, «вырвавшись» на поверхность, окружил собой Путь и, тем самым, образовал центр всего сущего.
Горная система Колвир — это огромная гряда с отвесными Склонами и узкими уступами. В скалах нет хоженых троп, одолеть Подъем под силу только опытным скалолазам. Легкость, с которой можно обнаружить и остановить восходителей, приближающихся по одной из немногочисленных торных дорог на вершину Горы, помогает предотвратить угрозу нашествия вражеской армии и нападения на замок.
В целом, смещение исполинских пластов коры планеты оказало огромное воздействие на формирование рельефа в окрестностях горы Колвир. Именно поэтому местность вокруг Колвира имеет немало географических особенностей: это горный хребет, сеть разломов — долины, реки и леса. Все это видимое многообразие прежде всего свидетельствует о той неукротимой силе, которая создавала саму планету, вздымая горы и раскраивая землю Iразломами в самом ее «сердце». По мере удаления от Колвира рельеф местности становится более сглаженным. В структуре поверхности прослеживается симметрия, которая явно указывает на то, что все соседствующие территории, как бы расходящиеся от Колвира кругами, формировались вокруг единого центра.
Самая урбанизированная территория — город Амбер — охватывает южную часть Колвира. Город постепенно спускается по склону горы на юг к гавани, а затем тянется в западном и восточном направлении по побережью. От Амбера как от центра кругами «расходятся» более мелкие города — как вдоль западного и восточного побережья, так и в глубь суши на север и северо-запад. На некотором расстоянии от берега, в морских глубинах к юго-западу от Амбера лежит подводный город Ребма. На море, в сорока трех милях к юго-западу от берега, есть остров Кабра с одиноким маяком, показывающим кораблям путь к Амберу. Дальние земли, как на суше, так и на море входят в Золотой Круг, который объединяет государства, связанные торговым договором с Амбером. Часть этих земель лежит в Царстве Теней, однако свободно пользуется двусторонними торговыми путями — в Амбер и обратно.
Поскольку Золотой Круг означает границы, не имеющие четкого определения, дальние земли нельзя точно нанести на карту. В северной части города стоит Замок Амбера, где живут члены королевского семейства, когда не путешествуют по Царству Теней. Это постройка высотой в четыре этажа, с возвышающимися над ней башнями. Глубоко в недрах горы, под полом нижнего этажа замка, в тайном подвале, куда ведет ход из подземной тюрьмы, лежит Огненный Путь. Поговаривают, будто Огненный Путь находится в самом сердце горы. Замок, окруженный садами с искусственными прудами, предстает во всей своей красе. Местность вокруг Амбера, даже на равнине, а особенно на Колвире и в его окрестностях, покрыта пышной, буйной растительностью, которой нет равной по красоте. Почвы страны плодородны, недра богаты полезными ископаемыми; деревья и кустарники одеты яркой, пышущей жизнью зеленью. Окрестности горы Колвир — настоящий рай для туристов и любителей пеших прогулок.
На самой вершине горы Колвир, высота которой около шестисот футов, считая от уровня нижнего этажа замка, можно увидеть три камня — три правильно уложенные каменные плиты. Эти плиты образуют первые ступени, ведущие в призрачный город Тир-на-Ног'тх — небесное отражение Амбера. Лестница, ведущая в небесный город, возникает только на восходе луны. Небесный город-призрак видим только с вершины горы. Поэтому жители столицы не могут созерцать это мрачное видение призрачного континента, парящего в воздухе над морем. Даже тех, кто приблизился к нему, прозрачность фантома заставляет усомниться в его реальности, доказать которую могут лишь особы королевской крови, поднявшись в небо по призрачной лестнице.
По склону Колвира, повторяя изгибы горы, вьется дорога, ведущая прямо к Восточным воротам замка Амбера. Это длинная лестница природного происхождения, ступени которой есть не что иное, как каменные выступы на голой скале. И хотя подняться на Колвир по восточному склону не так уж трудно, извилистая каменная лестница очень узкая, и малейший неверный шаг может оказаться для путника роковым. Добравшись до верхней площадки восточной лестницы, вшше над собой вы увидите подножие замка. После этого нужно еще немало прошагать до Великих Ворот — входа в Амбер. Есть и другой способ попасть в Амбер — с запада, для этого необходимо пересечь широкий каньон, то есть долину Гарнатха, а затем подняться на западный горный хребет, смыкающийся с Колвиром. Очевидно, переход, который пришлось бы совершить, чтобы приблизиться к Амберу с тыла, оказался бы куда более трудным и изнурительным, чем подъем по восточному склону. Тем не менее, ради безопасности передвижения по чужой территории, армия захватчиков вполне может попытаться воспользоваться таким путем.
До главной улицы, протянувшейся через центр города Амбер, можно добраться, спустившись из замка вниз по южному каменистому склону. Это самый легкий путь к замку со стороны города, но и здесь подступы к нему хорошо охраняются. Следуя по Главной улице, вскоре замечаешь, что по мере приближения к Гавани дорога все круче спускается вниз. Свернув на одну из улочек и двинувшись по ней на запад, вы попадете на Портовую улицу и, пройдя ее до конца, окажетесь перед бухточкой, у причала, где швартуются крупные суда и крохотные суденышки. На Главной улице, где теснятся пестрые лавочки с весьма разнообразным и любопытным товаром, всегда светло и оживленно, тогда как узкие переулки на южной городской окраине у моря обычно скудно освещены, грязны и населены разного рода сбродом. С наступлением темноты лучше не рисковать и не ходить в район гавани в одиночку.
С юго-восточной стороны у подножия Колвира на берегу моря стоит часовенка, посвященная Единорогу, — одна из тех, которые были воздвигнуты в местах, где его когда-либо видели в королевстве Амбер. В скалах, подступающих к морю с востока, волны проточили глубокие пещеры. На юго-западе, ниже города, лежит широкая долина Гарнатха. К западу от нее тянется Арденский лес, который сплошной темной стеной уходит на север и на запад. Путешествуя по мрачноватому Арденскому лесу, можно наткнуться на светлый солнечный участок редколесья, который называется Рощей Единорога.
Параллельно южной береговой линии, прорезая страну с запада на восток, раскинулись небольшие долины от разломов, часть из которых вклинивается в долину Гарнатха. Кое-где по долинам разбросаны островки леса. По дну одной из таких лесистых долин протекает река Ойзен, которая на подходе к юго-восточному побережью разветвляется на несколько рукавов.
Янтарное Королевство простирается на север и запад, земли его различаются по плодородию и, соответственно, используются по-разному. Неподалеку от центра города, на тихих улицах в окрестностях королевского замка, разместились дворцы представителей других знатных фамилий, рядом поднимаются в небо остроконечные шпили различных храмов самых причудливых архитектурных стилей. Если продвинуться еще дальше на восток вдоль взморья, а затем повернуть на север, перед вами откроется вид на знаменитые виноградники барона Бейли. Еще дальше в глубь материка, к западу, и вширь — с севера до юга — можно увидеть поля и обнесенные изгородями пастбища для скота. Жители этих северных краев в основном занимаются сельским хозяйством. Более южные земли, окаймляющие равнины у подножия Кол вира, пользуются двойным преимуществом, поскольку граничат с сельскими районами и соседствуют с торговыми путями. Города в тех землях приглашают к себе опытных купцов и лавочников, делом связанных с торговыми морскими компаниями в столице и портовых городах восточного и западного побережья. Итак, это выгодно и торговцам, и горожане в свою очередь получают возможность жить пусть и без столичной роскоши, зато безбедно.
Разнообразие и ширь земель Янтарного Королевства открывают безграничные возможности перед колонистами. И пусть здесь, как и везде, поселенцам порой приходится терпеть невзгоды и лишения, обрабатывать землю в Амбере легче, чем где бы то ни было. Здесь есть где развернуться сметливому коммерсанту. В Амбере, как на любом великом континенте, где предстоит осваивать окраины, всегда нужны опытные купцы и ремесленники. В наше время попасть в Королевство можно по приглашению, а иногда и по чистой случайности, однако всякий вновь прибывший может извлечь для себя немалую выгоду, сознавая преимущество своего нового положения. Все, кто стремится поселиться в Амбере, хорошо понимают, что мир, где они жили прежде, был лишь искаженным отражением реальности. Люди едут сюда, сознавая свой особый статус, желая добиться пусть малого, но успеха в подлинном мире.
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
Не боясь утверждать то, что, должно быть, и так очевидно, все же скажу: свод писаных законов, регулирующих жизнь Амбера, складывался и развивался медленно, на протяжении многих веков. Когда Королевством правил Дворкин, он не утруждал себя созданием норм, регулирующих гражданские и уголовные иски, а уж о том, чтобы определить права и привилегии граждан, заботился и того меньше. Возможно, дело отчасти в том, что Дворкин с самого начала не собирался строить Королевство во главе с правителем в лице самого себя. Ему нужен был только мир, где бы царил порядок и в котором он мог бы продолжать заниматься своей умственной наукой, да так, чтобы его при этом не беспокоили. К тому же, учтите, Дворкин и представить себе не мог тогда, какое великое множество народов заселит землю — плод его творения.
В более поздний период правления Дворкина, когда еще совсем молодой Оберон принял на себя большую часть обязанностей по управлению Королевством с населением обширным и пестрым, постепенно начал складываться официальный свод законов. Происходило это как бы само собой, по чистой необходимости, однако стоило Оберону взяться за труд навести порядок между жителями города и его окрестностей, как он почти сразу же осознал потребность в создании организованного государства.
Первоначально Дворкин подчинил жизнь своих близких Своду законов королевского дома, и не кто иной, как он сам, правящий монарх, был главным судьей, за которым оставалось последнее слово во всех оговоренных случаях. По сути, свод законов королевского дома, претерпев некоторые изменения, в силе и по сей день однако хорош он был ровно до тех пор, пока население за пределами двора Его величества оставалась малым. К созданию законов, регулирующих все стороны жизни Амбера, привели две причины: резкий рост населения за счет желающих обосноваться в Амбере и открытие торговли на суше и по морю с государствами Золотого Круга. Сложности в разрешении гражданских, уголовных и имущественных споров возникли сразу же, как только число поселений вокруг королевского замка выросло до нескольких дюжин. Когда через гонцов, присланных обеспокоенными феодалами, до Оберона дошли вести о самых первых преступных деяниях — порче имущества и воровстве, — он вынужден был вмешаться. Первые его устные указы были записаны и разосланы по поселениям. Эти законы касались зашиты прав частных лиц, в них устанавливалось возмещение за нанесение телесных повреждений и за имущественный ущерб. Концепция судебного преследования за преступления пока еще не стала доктриной, ведь преступления были направлены против подданных, а потому не особенно заботили короля. Иными словами, во всех случаях дело можно было разрешить по взаимному соглашению заинтересованных сторон. Поэтому гак называемые «Обероновы указы» так никогда и не оформились в четкий кодекс. Они остались просто совокупностью правил, которые представляют собой не более чем памятник письменности, в котором изложены конкретные права граждан. Тем не менее «Указы» послужили разумной основой для обычного права — неписаного закона, к которому обращались для разрешения гражданских споров.
Когда Оберон целиком взял бразды правления Королевством в свои руки, ему волей-неволей пришлось разбирать спорные судебные вопросы, для разрешения которых «Указов» было недостаточно. Эти деликатные иски возникали в основном в торговых делах с другими государствами: на окраинах Амбера или в Царстве Теней. О том, как следовало разрешать споры между купцами из Амбера и торговыми людьми из других королев в «Указах» не было ни слова. Посовещавшись с самыми близкими своими советниками, Оберон предпринял первые шаги к разработке государственного Свода законов, который бы регулировал все стороны жизни в Королевстве. Эта официальная докрина после скольких пересмотров и дополнений воплотилась в то, что называться Королевской хартией.
В Королевской хартии король Оберон твердо определил степень своей власти над подданными и в общих чертах наметил
черты судебной системы, которая должна была прочно срастись с монаршеи властью. Он включил в Хартию клятву верности Янтарному Королевству, которая требовала от народа абсолютного подчинения Его монаршему величеству и веры в то, что интересы Государства превыше любых интересов личности.
Хартия придавала Амберу статус сеньории - территории находящейся под полной юрисдикцией феодала – монарха. Будучи защитником правосудия, король должен под присягой поклясться поддерживать мир во время своего правления и «положить конец алчности и беззаконию, невзирая на положение лица, совершившего преступление, дабы благодаря справедливости короля все подданные могли радоваться миру и порядку (как было первоначально записано в королевской хартии, цит. По Трактату Брэктона).
Король самолично председательствует в суде но только при слушании дел, касающихся его персоны; при рассмотрении уголовного дела или гражданского иска последнее слово остается за ним. Куда чаще на суд выносятся дела, затрагивающие интересы всего Амбера как сообщества, слушания проходят в одной из двух форм: либо в «суде барона» для верхушки феодальной знати либо в «суде сеньора» для людей нетитулованных. Верша «суд барона» феодал, во владениях которого был нарушен закон, действует от имени короля. Он созывает на суд всех грамотных совершеннолетних мужчин, проживающих в его округе. Из них выбираются присяжные заседатели, число которых зависит от серьезности представленного в суд дела, - обычно от пятнадцати до двадцати пяти. После того как закончатся прения сторон, присяжные посовещавшись между собой, выносят общее решение суда хорошо понимая, что действуют от имени всей общины и слово их — закон. Во время суда барон просто сидит на председательском месте и в конце оглашает приговор, вынесенный голосованием присяжных
В «суде сеньора» споры простолюдинов разрешались выборными судебными чиновниками из местной общины, но в остальном процедура рассмотрения дела была такой же, что и в «суде барона». Отчеты обо всех рассмотренных делах отсылались королю и хранились в архивах королевского замка. Король Амбера постоянно в курсе самых важных судебных решений по любому из прецедентов. Вердикты присяжных, которые служат поправкой или дополнением к Королевской хартии, непременно обнародуются. Таким образом, участвуя в судебных процессах в своих владениях, правящий монарх постоянно пополняет свои познания и опыт. Он несет обязанность защищать законность, не столько «спуская» законы сверху, сколько предусматривая способы, посредством которых представители общины сами устанавливают судебный прецедент. Он же дозволяет применить наказание к виновному, если община вынесла такое решение. И все-таки право вершить суд — право короля.
Во время правления Оберона сложилось мнение: община —хозяйка закона, следовательно, он не может быть изменен просто из прихоти, а должен сначала быть рассмотрен королем, его советниками и окружными судебными чиновниками. Стало быть, любая существенная поправка к Королевской хартии сначала досконально изучается и может быть внесена в нее только после подробного обсуждения, когда участвующим в нем сторонам, имеющим на сей счет различные мнения, удастся найти компромисс. С появлением судебных прецедентов, касающихся, например, права землевладения и наследования, воинской службы, опеки, брака и т.д., настало время продумать свод обычного права, узаконивающего права граждан — вечные и незыблемые. С установлением большинства из этих судебных прецедентов повсеместно было принято считать, что любой суд в Королевстве вершит правосудие по неписаному закону, одинаково обязательному как для короля, так и для всех остальных.
Там, где возникают гражданские споры, например, среди купечества, а особенно — в гильдиях ремесленников, пожалуй, ничего другого не остается, как созывать суд. Если спор так или иначе касается профессиональной деятельности или, например, обмана в цене, правитель обычно созывает совет судей и представителей сторон. Совет, как правило, детально изучает законодательные акты и рекомендует внести в них поправки в интересах справедливости.
Поскольку согласно Королевской хартии правящий монарх считается вершителем правосудия и справедливым защитником прав граждан, в ней также определено и то, каким образом король обязан поддерживать казну на благо управления государством. Чтобы сохранить авторитет правителя, король обязан обеспечить приличное жалование в армии, пополнять запасы средств на свои личные траты и держать в казне особый фонд на покрытие частых, но всегда неожиданных государственных расходов. Большая часть денег на все эти нужды должна поступать в королевскую казну за счет налогов. Раз в год каждый взрослый житель Амбера, будь он мужчина или женщина, обязан уплатить налог, называемый подушной податью, на свой ежегодно исчисляемый доход. Подать взыскивают даже с поденщиц, которые тем не менее должны оплатить услуги чиновника, чтобы тот раз в год определял для них размеры подушной подати. В случае, если сын или дочь любого горожанина пожелает жениться или выйти замуж за пределами сеньории, родители должны заплатить окружному мытарю денежный побор, называемый откупом. Сыну, чтобы принять в наследство земельный участок умерших родителей-арендаторов, необходимо выплатить дань владельцу поместья в форме налога на наследство, который собирает местный чиновник. В трудные для Королевства времена местный феодал или сам король может заставить граждан платить пошлину, взимаемую с каждого семейства, — твердо установленный денежный взнос, отдаваемый лорду-правителю округа, распределять же эти средства может только король.
Бывали случаи, когда местные феодалы пытались злоупотреблять возложенной на них ответственностью собирать налоги, поэтому община вправе ограничивать размеры побора и диктовать, как часто его полагается взимать. Мелкие бунты среди местного населения обычно быстро и надолго умеряют запросы корыстолюбивого барона. И ни один из аристократов не хотел бы вызвать неудовольствие Короны, оказавшись виновником грозного возмущения своих подданных.
Последнее положение Королевской хартии — традиция вредная. Дуэльный кодекс — один из старейших обычаев в Королевстве, он слыл неписаным законом, пока Оберон не составил свою Хартию. Испытание поединком, в котором спорящие стороны решают дело оружием сами или выбирают отважных воинов, которые бьются за них, — не что иное, как разрешенная законом кронная месть. Несмотря на то что по правилам честной дуэли два человека с оружием в руках сражаются друг против друга, чтобы разрешить спор, а справедливость и добродетель — непременный залог победы того из них, на чьей стороне правда, ни одна религия не одобряет таких поединков. Однако же Оберон, зная прозаическую сторону дела не понаслышке, установил строгие правила, чтобы в результате выяснения спора оружием между двумя соперниками ни в коем случае не пострадали невинные люди. Вписанный в Хартию закон Оберона гласит: «Несмотря на то что В пределах Королевства дуэли со смертельными исходами официально запрещены, ее можно считать вполне допустимым способом разрешения споров между теми, чей образ жизни связан с военной наукой, чьи владения и общественное положение есть результат их воинской доблести, а высочайшие их идеалы — смелость, мужество и честь. Однако такой поединок ни в коем случае не может быть оправдан по закону, если в итоге пострадает один из соперников, — тот, который не имел преимущества опыта военных баталий, необходимого для разрешения дела. Против победителя могут быть выдвинуты уголовные обвинения от лица пострадавшей или поверженной стороны, если обнаружится, что вышеупомянутые условия действительно имели место». Нельзя не признать, что этот закон, скорее всего, понадобился Оберону уже в зрелые годы, когда он в полной мере оценил буйный нрав своих сыновей, чье поведение, должно быть, не раз повергало его в замешательство. Признав Дуэльный кодекс, Оберон по крайней мере оставил лазейку, с помощью которой всегда мог спасти от ареста за участие в дуэли того или иного из своих отпрысков. Поговаривали также, что закон о разрешении спора в поединке давал шанс законному наследнику и претенденту на престол при случае уйти от расправы папаши, что немаловажно, когда вопрос о праве первородства невероятно запутался в результате всех его многочисленных и разнообразных браков. Благодаря признанию Дуэльного кодекса притязания на трон различных группировок внутри королевского семейства при случае могли быть разрешены в пользу того, кто уцелел бы в поединке под бдительным оком секундантов.
Королевская Хартия Амбера — та направляющая сила, которая помогает его жителям поддерживать необходимое уважение друг к другу. Несмотря на то что Хартия, вероятно, не лишена недостатков, возможность открытого обсуждения позволяет вносить в нее дополнения и поправки, поэтому со временем она претерпевает изменения — всякий раз, когда возникает потребность определить состав преступления в делах, подлежащих судебному рассмотрению. Устройство этой законодательной структуры правящего класса дворянства тщательно продумано с учетом интересов простых людей, а потому позволяет создать хорошо организованное общество, которое строго следует законам, устанавливаемым правящей династией. Твердая власть монарха подразумевается не только в создании Хартии, она чувствуется в каждом правовом споре между гражданами, разрешаемом в суде. Каждый гражданин, будь он дворянин, купец, ремесленник, промышленник, крестьянин или воин, как правило, воздерживается от оскорблений в адрес членов королевской фамилии. Твердую власть короля и его семьи признают все, однако вместо гнетущего страха едва ли не каждый испытывает к ним заслуженное уважение и восхищение. Это в немалой степени вызвано благодеяниями и милосердием правителя Оберона, но и проистекает из глубокого убеждения, основанного не только на слухах, что королевское семейство в своей исключительности стоит выше простых людей. Те жители города, кому известно о сверхъестественных способностях членов королевского семейства и кто воочию наблюдал их проявления, напоминают об этом скептикам, роняя зерна сомнения в умы даже самых неверующих.
Существование письменного документа — Свода законов страны, который каждый может увидеть свои ми глазами, пробуждает в умах граждан мысли о том, что Амбер — государство, где руководствуются буквой закона, порядок определяется волей общества, а законы утверждаются силой незаурядных людей, служащих воплощением справедливости. Те, кто навсегда поселился в Амбере, гордятся чувством всеобщего единения, провозглашенном в Королевской хартии. И эта потаенная вера в символ, в замкнутый круг — Амбер-Закон-Общество, — предопределенный инструментом королевского правосудия, весьма впечатляет.